Особенности и основные этапы развития арабо-мусульманской культуры

Особенности этой культуры определяются, прежде всего, основами вероучения и культа, изложенными в Коране и Сунне. Традиционно выделяют пять первоэлементов, или столпов, определяющих принадлежность к исламу:

1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле – шахад (араб. – «свидетельствовать»): «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед – посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелей-мусульман три раза произнести шахад. Строгий последовательный монотеизм – центральная идея мусульманства. Как говорится в Коране, единый Бог – надмирный творец всего, он правит миром, все зависит от него, он абсолютен во всех отношениях, «никого нельзя давать ему в сотоварищи». Человек должен безотчетно отдаться во власть Бога и безусловно довериться ему, надеясь на его поддержку и милосердие. С этой точки зрения в Коране дается критика язычников, также критика иудеев и христиан, как исказивших откровение истинного Бога, дается и новая интерпретация сотворения мира, человека, деятельности пророков: Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы), Страшного Суда, ада, рая и т.д. Таким образом, формулируется мысль об исключительности миссии Мухаммеда и роли Корана. Мухаммед завершает (запечатывает) череду пророков, а Коран – ряд откровений. Утверждению веры в Аллаха, единого Бога способствуют четыре остальных «столпа» ислама.

2. Ежедневная пятикратная молитва («салам» — араб., «намаз» – перс.) на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. В пятницу совершается коллективная молитва в мечети, сопровождаемая проповедью и разъяснением религиозно-этических и политических вопросов.

3. Пост в месяц рамадан, т.е. в 9-й месяц лунного календаря, с того дня, когда Мухаммед получил первое божественное откровение. В месяц рамадан с восхода до захода солнца, пока можно отличить белую нитку от черной, необходимо воздерживаться от питья, еды, увеселений и других удовольствий.

4. Добровольная очистительная милостыня («закят» в пер. с араб. – «очищение»).

         5. Паломничество («хаджж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, которое рассматривается как «очищение от грехов».

Соблюдение этих условий является подтверждением веры человека и одновременно его права на вхождение в общину верующих (умму). Совершение греха (отступление от указанных и других норм Корана и Сунны) отдаляет человека от божества, очищение от греха восстанавливает эту связь.

Идея очищения, реализуясь в конкретных нормах и ритуалах, сопровождает все этапы жизненного цикла мусульманина – рождение, вступление в брак, смерть. При этом очищение тела и души символически взаимосвязаны. Мусульманская этика исходит из реального образа человека, который понимает и принимает ограниченность своих человеческих возможностей.

Эти и другие составляющие исламской культуры обусловили такую ее особенность, как способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. В ходе завоеваний, выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями, но не растворились в них, а, наоборот, передали им свою религию, язык, менталитет, создав на этой основе самобытную устойчивую конкурентоспособную культуру. Это позволяет сказать, что решающим фактором распространения и утверждения ислама были не завоевание и подавление, а его культурная мощь.

Другой важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовно й и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халиф сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковывали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между уммой (ее представителями) и претендентом на халифат, который должен отвечать следующим требованиям:

-         быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов);

-         происходить из племени курейшитов;

-         быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.

Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как на своего представителя, он должен выполнять предписания Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата (от араб. «шари,а» — прямой путь, правильная дорога к цели»).Шариат – это система права, базирующаяся на Коране и Сунне и синкретически объединяющая не только юридические, но и религиозные, нравственные, политические и все прочие нормы.

Халифат – не единственная концепция исламской государственности. Все остальные ее концепции, так же, как и халифат, основаны на неразделимости светской и духовной власти: религии, морали и права.

В развитии арабо-мусульманской культуры можно выделить несколько периодов:

1. Персидско-арабский (VII – Х вв.). Он связан с деятельностью халифата Омейядов (661 – 750 гг.) со столицей в Дамаске и частично халифата Аббасидов (750 – 1258 гг.) со столицей в Багдаде. В это время границы созданного преемниками Мухаммеда арабо-мусульманского халифата стремительно расширялись. Уже к середине VIII века в его состав вошли территории Ирака, Сирии, Палестины, Северной Африки, Испании, а также Персии, Армении, Азербайджана, Хорезма и Средней Азии. Во второй половине VIII в. его территория превышала размеры Римской империи. Эпоха арабских завоеваний длилась до IХ в., затем единая арабская держава стала распадаться на отдельные мусульманские государства.

В это время арабская культура, основанная на исламе, обогатилась наследием, полученным от народов покоренной арабами Персидской державы. Арабский становится основным языком мировой культуры, языком новой литературы и научной мысли.

2. Испано-магрибский (Х – ХIII вв.). В этот период времени центр культурной жизни перемещается на запад мусульманского мира, в Андалусию (Кордову, Толедо, Севилью, Малагу, Гранаду). Мусульманская культура расцветает, впитывая в себя традиции европейской культуры. Удар по развитию андалусской культуры нанесли движения альморавидов, а затем альмохадов, которые выступали с проповедью социального равенства, простоты нравов, преследовали науку, философию, искусство. Эти движения объединяли кочевников, пришедших в Испанию из степей Западной Сахары и с гор Атласа. Династии Альморавидов и Альмохадов правили в Андалусии и Магрибе в ХII – ХIII вв. Но постепенно мавры (испанские арабы) были вытеснены с Пиренейского полуострова христианами в ходе реконкисты (исп. — отвоевание) к концу ХIII в. (кроме Гранады – до 1492 г.). В Х – ХIII вв. быстро развиваются города Магриба, в том числе г. Ал-Кахир (совр. Каир). В них строились роскошные мечети, процветала торговля.

3. Тюркско-турецкий (ХIV – сер. ХIХ вв.). Он связан с тюркскими завоеваниями, возникновением и расцветом на их основе восточных мусульманских государств и прежде всего Турецкой (Османской) империи, которая выросла из небольшого эмирата бея Османа, начавшего постепенно присоединять земли ослабевшей Византии. В 1453 г. Византия пала и на ее территории возникает Османская империя, которая вобрала в себя в ходе дальнейших завоеваний все земли бывшего арабского халифата и стала самым большим мусульманским государством. В ХVIII в. Османская империя начинает приходить в упадок и окончательно распадается в 1918 г. после I мировой войны.

В этот период возникли и другие территориально-государственные образования, которые стали базами развития мусульманской культуры: Персидская империя Сефевидов (ХVI – ХVIII вв.) и империя Великих Моголов (на тер. Индии, ХVI – ХVIII вв.). С деятельностью названных государственных образований связан не только экономический расцвет, усиление политического влияния на мировой арене, но и расцвет художественного творчества на базе исламских традиций, давший миру настоящие шедевры архитектуры и живописи.

В ХIХ – ХХ вв. многие мусульманские государства попадают в колониальную зависимость от западных держав. Это поставило народы этих стран в совершенно новую культурную ситуацию, порождающую новые тенденции в развитии исламского мира.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.